» в начало

Уильям Хогарт

» карта сайта
» о проекте
»Лондон Лондон
»Англия Англия
»Уэльс Уэльс
»Северная Ирландия Северная Ирландия
»Шотландия Шотландия
»Британские острова Британские острова
 
london
Уильям Хогарт
Достопримечательности
Музеи
Парки
Туристам
Знаменитости

Уильям Хогарт

Уильям Хогарт

Уильям Хогарт (10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, там же) - английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства.

Учился в Хёгле у гравера Э. Геймбла. С 1720 года посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера "Гудибрас" (1726). Двумя годами позже начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой.

Хогарт не без основания считал себя самоучкой. Хотя он и прошел обучение у гравера Гэмбла, все-таки главным для него был выработанный им самим метод тренировки зрительной памяти. Хогарт был внимательным наблюдателем, на улице он обычно бегло зарисовывал заинтересовавшие его сценки или характерные, запоминающиеся лица, которые в дальнейшем использовал в своих работах. .Этот метод особенно пригодился художнику, когда он начал писать серии картин на "современные морализирующие сюжеты".

Уже появление первой серии - "Карьера распутницы" (1731-1732) - произвело фурор. В шести сценах Хогарт запечатлел основные эпизоды из жизни попавшей в Лондон молоденькой деревенской девушки, совершенно не подготовленной к тому, чтобы противостоять искушениям большого города. За "Карьерой распутницы" следует серия из восьми картин - "Карьера расточителя" (1736). Ее герой - представитель высшего общества, вся жизнь которого сводится к бесконечным развлечениям. В погоне за наслаждениями он не останавливается ни перед какими средствами, с легкостью бросает свои и чужие деньги и кончает дни во Флитской тюрьме, а затем в сумасшедшем доме.

Образы и ситуации, созданные Хогартом в сериях на современные морализующие сюжеты, были рассчитаны на узнавание. Герои охарактеризованы так живо, что современники верили в то, что они имеют реальных прототипов. К примеру, в "Карьере распутницы" все сразу узнавали известную в Лондоне сводню - "матушку Мидхэм", приговоренную в 1731 году к позорному столбу. А в биографиях и мемуарах эпохи можно встретить заверения вроде того, что автор сам был свидетелем сцены "В таверне" из "Карьеры расточителя".

На узнавание были рассчитаны не только герои серий, но и места, где происходят события. Хогарт, который прекрасно знал Лондон, многие сцены изображал на фоне лондонских улиц, площадей и переулков. А в 1738 году художник создает серию из четырех картин "Времена суток", в которой топография Лондона введена в действие особенно активно. В серии нет единого сюжета, она построена на контрастах настроения. Так, в картине "Ночь" перед нами разворачивается отвратительная сцена на узкой грязной улице, обитатели которой - мошенники и проститутки, а безмолвным свидетелем происходящего является конная статуя Карла I, виднеющаяся вдалеке на площади Чэринг Кросс.

Бесспорно, самая знаменитая серия Хогарта - "Модный брак" (1743). Ее сюжет - брак по расчету: разорившийся аристократ женит сына на дочери богатого купца. Действие происходит в роскошных интерьерах особняков Вест-Энда среди обилия произведений искусства, которые многое могут рассказать о жизни и вкусах владельцев. Уже в первой картине "Подписание брачного контракта" мы видим через окно дом в палладианском стиле, который, как можно догадаться, способствовал окончательному разорению отца жениха. Картина "Утро в доме новобрачных" изображает большую залу, в убранстве которой показная роскошь соседствует с полным отсутствием художественного вкуса - на каминной полке в нелепом соседстве расположены фальшивый римский бюст и китайские безделушки. Однако подробно описанный мир вещей не отвлекает нашего внимания от свершающихся на их фоне событий, которые, начавшись как сатира нравов, в двух последних картинах поднимаются до уровня истинной человеческой трагедии. Серия убедительна потому, что в ней почти нет назидательного элемента, зло остается ненаказанным, мораль отсутствует. Граф погибает во время дуэли от раны, нанесенной любовником графини, а она бросается перед ним на колени, внезапно осознавая непоправимость утраты. Между двумя молодыми людьми возможны были искренние чувства, но они были обречены на неудачу из-за навязанных им фальшивых ролей.

Каждую серию Хогарт сначала выполнял маслом, а затем переводил в гравюру. Художник считал, что картины доступны лишь ограниченному кругу коллекционеров, гравюра же - средство массового распространения. Большие тиражи гравюр, а также их дешевизна обеспечивали произведениям Хогарта необычайно широкую популярность, причем в разных слоях общества.

Хогарт был также великолепным мастером группового семейного портрета небольшого формата, популярного тогда в Англии. В таких портретах Хогарт умеет передать атмосферу уклада жизни, часто его семейные портреты окрашены мягкой иронией. К числу наиболее удачных можно отнести портрет семьи Чомли (1732, Лондон, частная коллекция), где двое расшалившихся мальчиков, готовых вот-вот уронить стопку книг, являют собой контраст чинно позирующим взрослым.

В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 года он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином "Переулок джина", процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву "Пивная улица". Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях "Модный брак" и "Выборы", ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 века.